Специальная оценка условий труда нужна, чтобы понять, есть ли на рабочих местах вредные и (или) опасные производственные факторы, и в какой степени они влияют на здоровье работника. Такую оценку проводят не для конкретного сотрудника или должности, а для рабочего места в целом. От результатов СОУТ и класса условий труда (оптимальный, допустимый, вредный или опасный) зависит, какие гарантии и компенсации получит работник, и в каком размере работодатель будет отчислять за него страховые взносы. Специальная оценка условий труда — одна из базовых процедур работодателя в системе управления охраной труда (СУОТ). Результаты СОУТ принимаются во внимание при проведении работодателем обучения по охране труда, направлении работников на обязательные медицинские осмотры, разработке норм выдачи СИЗ и обосновании других мероприятий по охране и улучшению условий труда.
В материале мы ответили на вопросы о том, как часто должна проводиться СОУТ и что делать, если наименование должности работника изменилось, а обязанности остались прежние, нужно ли проводить СОУТ на рабочих местах, которые внесены в Декларацию ранее, и в каких документах должна быть отражена причина внеплановой СОУТ, а также когда проводить такую оценку, если переименование должности происходит в кадровых документах как «перевод» на новую должность.
РЕДАКЦИИ
Согласно статье 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, специальная оценка условий труда должна проводиться с периодичностью 1 раз в 5 лет. Основания для другой периодичности, то есть для проведения внеплановой СОУТ перечислены в статье 17 №426-ФЗ.
Если по результатам СОУТ условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми (класс условий труда 1, 2) и внесены в Декларацию соответствия, то на таких рабочих местах СОУТ больше не проводится (статья 11 426-ФЗ).
Сложность в том, что в правовом поле отсутствуют НПА, регламентирующие четкие требования по порядку проведения оценки профессиональных рисков. Для работодателя разработаны и утверждены рекомендации лишь Минтрудом России, а руководствоваться ими или нет — работодатель решает самостоятельно.
Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков, вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в Рекомендациях Минтруда (приказ от 28.12.2021 №926). Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности (п.3,4 Рекомендаций). Тоже самое с основаниями и периодичностью для внеплановой и плановой ОПР. Пропишите необходимый порядок в своем ЛНА и руководствуйтесь им.
Основная задача ОПР: идентифицировать (определить наличие) опасности, оценить их и понять, насколько они вероятны и какое влияние окажут на здоровье работника, чтобы в будущем можно было ими управлять, то есть сделать все возможное, чтобы эти опасности не наступили и травмирование работников было предотвращено.
Одним из оснований для проведения внеплановой СОУТ является произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 14 426-ФЗ).
В этом случае в акте Н-1 одним из мероприятий по устранению причин, способствующих наступлению несчастного случая, должна быть указана необходимость проведения внеплановой СОУТ, что и будет служить основанием (п. 12).
Основания для проведения внеплановой спецоценки перечислены в статье 17 426-ФЗ. Согласно части 3 статьи 17 426-ФЗ, допускается не проводить СОУТ заново в случае изменения ФИО работодателя, реорганизации работодателя или переименования рабочего места.
Таким образом, если переименование должности не повлекло за собой обстоятельств, перечисленных в статье 17 426-ФЗ, то решение о соответствии результатов СОУТ на новой должности принимает комиссия по СОУТ, оформляя соответствующий акт.
Однако перевод с одной должности на другую не равно переименованию должности. Перевод работника с одной должности на другую осуществляется через изменение штатного расписания, когда выводится одна должность и вводится другая, то есть, фактически, работодатель организовал новое рабочее место.
Согласно той же статье 17 426-ФЗ, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест — основание для проведения внеплановой СОУТ в течение 12 месяцев со дня ввода.
Согласно п.2 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 17.07.2021 №406н, декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем в установленной форме в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Согласно ст.3 426-ФЗ, СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, если рабочее место работника (то место, куда надо прибыть для исполнения трудовых функций) — дом, то СОУТ не нужна, так как работодатель данным рабочим местом работника не обеспечивал, соответственно, за безопасность на таком рабочем месте не отвечает.
Однако если у работника разъездной характер работы, такие рабочие места необходимо оценивать в соответствии с требованиями ст.16 426-ФЗ:
СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.
Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
Оставить
комментарий