Работодатель, который свято соблюдает обязанности в области охраны труда, прекрасно знает, что сегодня безопасность — дорогое удовольствие. Конечно, многое зависит от вида деятельности работодателя, видов проводимых работ, количества сотрудников и других факторов, тем не менее выполнение требований охраны труда «для всех» очень затратное мероприятие. Для частичной компенсации финансовых вложений в охрану труда государство предоставляет работодателям возможность получения финансирования предупредительных мер.
Финансирование предупредительных мер — что это?
Государство разработало правовой механизм, который позволяет воспользоваться некоторой суммой денег из страховых взносов. Сам правовой механизм закреплен в приказе Минтруда России от 14.07.2021 №467н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Пользоваться этим могут практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые выполняют обязанность по страхованию своих работников от несчастных случаев и профзаболеваний. Проще говоря, платят страховые взносы в Социальный фонд России (СФР). Исключением из плательщиков-страховщиков являются те работодатели, которые используют налоговый режим АУСН. К сожалению, им страховой возврат потраченных средств не доступен.
Можно вкратце описать процесс предоставления финансирования предупредительных мер:
Какие предупредительные меры можно профинансировать?
Далеко не все затраты работодателя на охрану труда можно частично профинансировать за счет страховых взносов. Тем не менее, их количество немалое, а перечень отрегулирован законодательно и указан в п.3 приказа Минтруда России № 467н. К частично финансируемым мерам обеспечения безопасных условий труда можно отнести:
К слову, с 11 июля 2023 года СФР может возместить приобретение технического (компьютерных тренажеров, видеофильмов и т.д.) и программного обеспечения для обучения охране труда и проведения противоаварийных тренировок на ОПО. Также следует помнить, что с этого же момента затраты на борьбу с коронавирусной инфекцией больше нельзя возместить за счет «страховки».
Данные изменения скорректированы приказом Минтруда России от 27.02.2023 № 101н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 №467н». Этот нормативный акт внес коррективы не только в перечень мероприятий, которые можно профинансировать, но и в другие, не менее важные аспекты получения финансовых средств.
Действия по получению финансирования
Когда работодатель определяется с суммой, подлежащей возврату, он должен обратиться с соответствующим заявлением и комплектом документов в территориальное отделение СФР. В комплект документов входят:
С 11 июля прошлого года больше не нужно прикладывать к плану финансового обеспечения копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки (п.3 приложения приказа Минтруда №101н).
Каждое указанное профилактическое мероприятие должно быть документально обосновано и подтверждено. Для примера можно разобрать список документальных подтверждений проведения специальной оценки:
Все документы для согласования нужно подать в представительство СФР для согласования в срок до 1 августа текущего года. Крайняя дата доставки документов в СФР — не позднее 31 июля. Если 31 июля — выходной день, то нужно явиться в Фонд еще раньше. Именно поэтому нужно как можно быстрее предоставить в СФР документы. Кроме того, быстрота подачи играет большую роль в двух ключевых моментах. Первое — СФР выделяет деньги в рамках своего бюджета на календарный год. Второе— чем больше времени останется до первого августа, тем больше времени будет на исправление ошибок и внесение корректировок.
В этом году заявление и комплект документов можно подать двумя способами:
После согласования суммы, подлежащей возврату, работодатель до 15 декабря подает в Фонд еще два документа — заявление о возмещении в текущем году фактических расходов и отчет. Нужно приложить необходимые платежные документы, акты приемки, договора и т.д. Форма отчета о расходах должна быть опубликована на сайте территориального подразделения СФР.
Если все сделано правильно и законно, представители Фонда в течении 5 рабочих дней должны рассмотреть поданные документы и издать приказ о выделении финансирования предупредительных мер страхователю.
Оставить
комментарий