Author Photo
Дмитрий Порочкин

Омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, Член Генерального совета Партии Роста, Генеральный директор центра охраны труда «НСС Консалт»

Работодатель, который свято соблюдает обязанности в области охраны труда, прекрасно знает, что сегодня безопасность — дорогое удовольствие. Конечно, многое зависит от вида деятельности работодателя, видов проводимых работ, количества сотрудников и других факторов, тем не менее выполнение требований охраны труда «для всех» очень затратное мероприятие. Для частичной компенсации финансовых вложений в охрану труда государство предоставляет работодателям возможность получения финансирования предупредительных мер.

Подписывайтесь на журнал «Проводник» в социальных сетях и будьте в курсе последних новостей в области техносферной безопасности: telegram-каналvkontakteЯндекс-Дзен.

Финансирование предупредительных мер —  что это?

Государство разработало правовой механизм, который позволяет воспользоваться некоторой суммой денег из страховых взносов. Сам правовой механизм закреплен в приказе Минтруда России от 14.07.2021 №467н  «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Пользоваться этим могут практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые выполняют обязанность по страхованию своих работников от несчастных случаев и профзаболеваний. Проще говоря, платят страховые взносы в Социальный фонд России (СФР). Исключением из плательщиков-страховщиков являются те работодатели, которые используют налоговый режим АУСН. К сожалению, им страховой возврат потраченных средств не доступен.

Можно вкратце описать процесс предоставления финансирования предупредительных мер:

производится расчет суммы финансирования страхователем на текущий год. При расчете нужно проверить, чтобы все задолженности, в особенности по страховым взносам, начисленные пени и штрафы были полностью погашены. 
согласование с СФР Плана финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год. План — перечень мероприятий, направленных на профилактику травматизма и случаев возникновения профессиональных заболеваний. Также в Плане могут указываться меры по санаторно-курортному лечению определенных категорий работников.
страхователь должен выполнить все мероприятия, перечисленные в плане, заплатив за них из собственного кармана, а в конце года отчитавшись о произведенных тратах. При этом, если в течении года появляются какие-либо корректировки или изменения в Плане, то их необходимо согласовывать с СФР.
СФР в конце года возмещает страхователю сумму расходов, согласованную и рассчитанную заблаговременно. Для этого страхователь подает соответствующее заявление с необходимыми документами, а фонд после проверки издает приказ о перечислении денег на счет страхователя. Получить одобренную сумму страхователь должен до конца года.

Какие предупредительные меры можно профинансировать?

Далеко не все затраты работодателя на охрану труда можно частично профинансировать за счет страховых взносов. Тем не менее, их количество немалое, а перечень отрегулирован законодательно и указан в п.3 приказа Минтруда России № 467н. К частично финансируемым мерам обеспечения безопасных условий труда можно отнести:

обучение по охране труда отдельных категорий работников;
организация санаторно-курортного лечения «вредников», предпенсионеров;
проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
приобретение средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
приобретение зарегистрированных алкотестеров;
периодические обязательные медосмотры;
приобретение и установка тахографов;
приобретение аптечек оказания первой помощи;
бесплатное обеспечение молоком и ЛПП.

К слову, с 11 июля 2023 года СФР может возместить приобретение технического (компьютерных тренажеров, видеофильмов и т.д.) и программного обеспечения для обучения охране труда и проведения противоаварийных тренировок на ОПО. Также следует помнить, что с этого же момента затраты на борьбу с коронавирусной инфекцией больше нельзя возместить за счет «страховки».

Данные изменения скорректированы приказом Минтруда России от 27.02.2023 № 101н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 №467н». Этот нормативный акт внес коррективы не только в перечень мероприятий, которые можно профинансировать, но и в другие, не менее важные аспекты получения финансовых средств.

Действия по получению финансирования

Когда работодатель определяется с суммой, подлежащей возврату, он должен обратиться с соответствующим заявлением и комплектом документов в территориальное отделение СФР. В комплект документов входят:

план финансового обеспечения;
копии подтверждающих и дающих обоснование документов по каждому мероприятию, заверенных в установленном порядке.

С 11 июля прошлого года больше не нужно прикладывать к плану финансового обеспечения копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки (п.3 приложения приказа Минтруда №101н).

Каждое указанное профилактическое мероприятие должно быть документально обосновано и подтверждено. Для примера можно разобрать список документальных подтверждений проведения специальной оценки:

сведения об идентификационном номере отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего сведения о превышении предельно допустимых уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах;
сведения об идентификационном номере отчета о проведении специальной оценки условий труда после реализации соответствующих мероприятий и содержащего сведения, свидетельствующие о снижении класса условий труда на соответствующих рабочих местах, которые могут быть предоставлены при подтверждении расходов;
перечень оборудования с представлением технических характеристик и перечень работ с представлением проектно-сметной документацией по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
копию договора на приобретение соответствующего оборудования и на проведение соответствующих работ.

Все документы для согласования нужно подать в представительство СФР для согласования в срок до 1 августа текущего года. Крайняя дата доставки документов в СФР — не позднее 31 июля. Если 31 июля — выходной день, то нужно явиться в Фонд еще раньше. Именно поэтому нужно как можно быстрее предоставить в СФР документы. Кроме того, быстрота подачи играет большую роль в двух ключевых моментах. Первое — СФР выделяет деньги в рамках своего бюджета на календарный год. Второе—  чем больше времени останется до первого августа, тем больше времени будет на исправление ошибок и внесение корректировок. 

В этом году заявление и комплект документов можно подать двумя способами:

в электронном виде с использованием системы «Госуслуги»;
в отделении Фонда или через «Почту России» на бумажном носителе.

После согласования суммы, подлежащей возврату, работодатель до 15 декабря подает в Фонд еще два документа — заявление о возмещении в текущем году фактических расходов и отчет. Нужно приложить необходимые платежные документы, акты приемки, договора и т.д. Форма отчета о расходах должна быть опубликована на сайте территориального подразделения СФР.

Если все сделано правильно и законно, представители Фонда в течении 5 рабочих дней должны рассмотреть поданные документы и издать приказ о выделении финансирования предупредительных мер страхователю.