Author Photo
Юлия Равковская

Главный редактор «Проводника»

Развитие цифровых технологий неразрывно связано с внедрением инноваций во все социально-экономические сферы, и охрана труда не исключение. Если раньше специалистам необходимо было постоянно использовать бумажные памятки и методички, тратя большое количество времени на обучение, то сегодня, с приходом цифровых и интеллектуальных технологий, специалисты стали активнее использовать VR- и AR-тренажеры. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность позволила эффективнее обучать работников безопасным методам выполнения работ и тренировать их выполнять сложные задачи без риска причинения вреда здоровью. Разберемся, что это значит и где сегодня применяются такие технологии.

Виртуальная реальность (VR) — это имитационная (вымышленная) среда в цифровом пространстве, в которую пользователь может погрузиться. Обычно для работы с виртуальной реальностью необходимо использовать дополнительные приспособления, например, VR-шлем или наушники. VR может использоваться в таких областях, как обучение, развлечения, медицина и многое другое.

Дополненная реальность (AR) — это технология, которая расширяет физический мир, добавляя в него слои цифровой информации. Вместо полной погружения в виртуальный мир, как обычно происходит в VR, AR проявляется добавляет к существующей действительности свои информационные данные и визуальные эффекты, балансируя на грани реальности и ирреальности.

В основном VR и AR используются для тренировки и обучения персонала безопасным методам работы, за счет чего удается избежать риска возникновения несчастных случаев во время обучения. Так, например, VR-тренажеры применяются для обучения пожарных, полицейских, врачей, военных и других специалистов, работа которых связана с высоким риском.

В области промышленной безопасности технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют моделировать различные аварийные ситуации на производстве и тренировать сотрудников, как необходимо действовать в случае их возникновения. Это позволяет не только повысить уровень безопасности на производстве, но и сократить затраты на обучение персонала.

VR-тренажеры: преимущества и сильные стороны

Информация, закрепленная на реальном опыте, а не только формально прочитанная с листа бумаги, сохраняется в памяти на более долгий срок, что дает возможность гораздо эффективнее обучать работников и получать максимум из проведенных занятий и инструктажей. Рассмотрим все преимущества использования современных и интерактивных методов обучения.

Безопасность выполнения работ — главный плюс использования технологий виртуальной реальности. Представьте, что вы тренируете работника выполнять задачу, неправильная реализация которой может причинить вред здоровью как самого обучаемого, так и инструктора. Применение VR-/AR позволяет изучить любой производственный процесс без риска травмироваться.
Эффективность обучения. Использование VR позволяет лучше запомнить информацию по сравнению с традиционным бумажным форматом. Так, работник сможет не только познакомиться с будущими трудовыми задачами, но и на практике попробовать их выполнять. Исследования такого метода обучения доказывают, что усвоение информации увеличивается на ≈25-30% по сравнению с традиционным форматом обучения.
Моделирование новой реальности и интерактивность. В виртуальном мире существует большая свобода и вариативность для реализации ситуаций, в том числе и аварийных. Для специальностей с высоким риском возникновения аварий особенно важно пройти тренировку по таким сценариям, которые в реальной жизни могут не возникнуть, но к которым важно быть готовым. Такой формат обучения открывает множество возможностей для моделирования новой реальности. Возможно, при использовании такого подхода в прошлом, например, в конце XX века, можно было бы избежать множества аварий, в том числе и на атомной электростанции.

Важно отметить, что VR- и AR-технологии постоянно развиваются и совершенствуются, появляются новые возможности их использования в сфере безопасности и обучения, а многие отечественные компании уже давно активно применяют разработки на своих предприятиях.

Одним из примеров применения VR в обучении является кейс компании «Якутуголь». Компания использует VR для обучения управлению карьерными экскаваторами. Так, с помощью шлема виртуальной реальности и специального тренажера, машинисты могут научиться работать на новом оборудовании, что сокращает время прохождения стажировки и, что немаловажно, делает ее безопаснее и комфортнее.

Кейсы

«Якутуголь» с помощью шлема виртуальной реальности обучает работников управлению карьерными экскаваторами

Компания «Якутуголь» приобрела тренажер для подготовки машинистов карьерных электрических экскаваторов, включающий шлем виртуальной реальности. Тренажер такой модификации установлен на российском промышленном предприятии впервые.

Он разработан на основе серийного экскаватора производства «ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова» и предназначен для отработки практических навыков погрузки угля и вскрышных пород на нескольких марках экскаваторов ЭКГ-10, ЭКГ-15, ЭКГ-18.

Разработка состоит из нескольких модулей, рабочий модуль инструктора оснащен персональным компьютером и тремя мониторами, что позволяет создавать и редактировать упражнения разного уровня сложности. Модуль обучаемого работника состоит из:

кресла-пульта;
имитаторов приборов включения основного оборудования;
системы LCD-панелей, установленных в местах расположения фронтальных окон кабины.

Еще одно устройство тренажера — шлем виртуальной реальности. Он позволяет имитировать реальное оборудование и отображать с высокой детализацией окружающую обстановку машиниста экскаватора для более сильного и полного погружения обучаемого работника в процесс будущей деятельности.

Для каждого обучающегося ведется индивидуальная статистика по результатам тренировочных и экзаменационных заездов, которая хранится в базе данных.

Сегодня в компании «Якутуголь» активно пополняется парк горнотранспортной техники, в том числе экскаваторами ЭКГ-10 и ЭКГ-15. Приобретенный тренажер позволит сократить время прохождения стажировки машинистов для работы на новой технике, повысит качество подготовки, минимизирует ошибки начинающих машинистов и повысит производительность труда в целом
автор

Сергей Коломников

управляющий директор АО ХК «Якутуголь»

Распадская угольная компания (РУК) внедряет цифровые технологии дополненной реальности в свои обучающие программы

Для этой цели был открыт первый в Кузбассе класс виртуальной реальности (VR) на базе учебного центра в Новокузнецке. РУК пересмотрела свои образовательные методы, сосредотачиваясь на практическом обучении, тренингах, решении реальных производственных задач и использовании VR-технологий и других современных инструментов.

Для обучения шахтеров были приобретены наборы VR-шлемов, контроллеров и иного оборудования, а также было разработано специальное программное обеспечение (ПО), созданное и адаптированное внутри компании. Первый курс, «Охота на риски» направлен на развитие навыков в области охраны труда и предупреждения опасных ситуаций на производстве.