Author Photo
Медиа «Проводник»

Редакция онлайн-журнала

Геймификация сделала формат обучения более интересным и увлекательным. Так, благодаря игровым практикам усиливается вовлеченность работников и повышается их осведомленность об опасностях и рисках, эффективно отрабатываются практические навыки выполнения работ, а еще — появляется возможность обменяться опытом с коллегами и увлекательно провести время. О том, как применять и где использовать игры безопасности, а также какие игры существуют и используются компаниями уже сегодня — в нашем материале.

СОВЕТ
РЕДАКЦИИ
Подписывайтесь на журнал «Проводник» в социальных сетях и будьте в курсе новостей в области техносферной безопасности: telegram-каналvkontakteЯндекс-Дзен.

«Игры в безопасность»: что это такое и кому может быть нужно

Геймификация в охране труда — это применение игровых элементов и методик взаимодействия для повышения интереса и мотивации сотрудников к соблюдению норм безопасности на рабочем месте. Это не новый, а хорошо зарекомендовавший себя формат, который давно используется как в России, так и за рубежом. Такой способ обучения может включать в себя ролевые игры, интерактивные тренажеры, виртуальную реальность (VR) и другие методы, которые помогают увлечь работников и улучшить их понимание ключевых принципов безопасности.

Сам термин «геймификация» (от англ. game — «игра») появился в начале 2000-х благодаря активному развитию онлайн-игр. После значение и применение игровых форматов расширилось и частично перешло в оффлайн. Так, постепенно игры стали популярны у людей взрослого возраста, а не только у молодежи, чему способствовал технологический прогресс и доступность техники, в частности распространение компьютеров и смартфонов, а также и сам игровой формат, который становился более осмысленным, глубоким и реалистичным.

Возможность видеть в играх пользу, а не только способ развлечься, пришла не сразу, поэтому не сразу появился и сам метод игрового обучения. Сегодня компании используют геймификацию не только в качестве инструмента для обучения работников, но и с целью повышения лояльности своих сотрудников, а также для оценки навыков у потенциальных кандидатов.

Особенности обучения взрослых

Образование взрослых имеет свою специфику, отличающуюся от обучения детей, в связи с чем взрослые люди испытывают ряд сложностей, когда стараются освоить новые навыки. Так, способность к обучению может ухудшаться по мере того, как человек взрослеет, из-за чего бывает сложно запоминать новую информацию. Наличие дополнительных обязательств перед семьей могут отвлекать от полного погружения в процесс. Наконец, они могут чувствовать сопротивление новому или страх ошибки, а также неуверенность в своих способностях, что в итоге препятствует их прогрессу в познании и запоминании новой информации.

Все эти факторы делают обучение взрослых сложным, но преодолимым процессом. Геймификация, как метод повышения эффективности обучения работников, может оказаться полезной практикой, поскольку она привносит элемент игры в образовательный процесс, уменьшает стресс и повышает мотивацию к обучению и вовлеченность даже у тех, кто давно отвык или не любит учиться. Несмотря на то, что геймификация не заменяет и не стремится заменить традиционные методы обучения, она служит, скорее, дополнением для расширения возможностей применения и усвоения знаний. Таким образом, обучая работников, можно использовать игры, чтобы преодолеть барьеры перед процессом обучения или сложности с усвоением новой информации, а еще, что немаловажно, сделать процесс более интересным и захватывающим.

Форматы представления информации

Традиционный формат обучения по охране труда предполагает прослушивание лекций, вебинаров, чтение информационных брошюр и учебников. Еще работники могут пройти обучение на рабочем месте, во время которого более опытные коллеги или инструкторы проведут практические занятия и продемонстрируют безопасные методы выполнения работ.

Использование разных органов восприятия (зрение, слух, осязание и др.) может существенно повысить мотивацию и обучаемость: например, визуально-пространственная подача материала (иллюстрации, графики, диаграммы, текст) дает возможность визуализировать ключевые данные, причем чем больше информации адаптировано под графический формат, тем легче запоминается новая информация.

Аудиальное восприятие, например, подкасты или аудиоинструкции, а также видеоинструкции — одни из самых эффективных методов освоения информации. Такой подход позволяет не только узнать что-то новое, но и увидеть наглядное применение сухой теории, а воздействие на разные органы чувств «освежает» процесс и делает его более увлекательным.

Геймификация в обучении – это альтернатива монотонному обучению по охране труда. Способ необычный, порой незаслуженно отброшенный «на потом» и всерьез не принимаемый многими руководителями. А зря! Игра в классическом понимании – непродуктивная деятельность, цель которой — отдых и развлечение, но есть игры, которые помогают вырабатывать и отрабатывать навыки, так называемые «бизнес-игры». Элементы игр в охране труда повышают мотивацию слушателей. Так, для объяснения сложного материала скучные задания становятся интересными, сложные – простыми.
автор

Ольга Нгуен

к.т.н., автор «Герои в касках», руководитель тренингового агентства HSE «СОЗНАНИЕ»

Обучаемость сильно связана с интересом к предмету изучения, причем интерес может быть проявленный, а может быть скрытый, из-за чего иногда работникам бывает трудно найти в себе истинную мотивацию. Комбинирование разных методов обучения позволяет обеспечить более глубокое и осознанное погружение в предмет изучения — например, интерактивное взаимодействие с игровой средой и возможность личного участия способствуют более осмысленному и глубокому усвоению материала.

Нередко геймификация и иные интерактивные методы обучения, в том числе связанные с VR- и AR-реальностью, используют дистанционный (удаленный) формат. Остановимся подробнее на отличиях между онлайн- и оффлайн-форматами обучения.

Форматы игр. Онлайн vs оффлайн

Дистанционный формат обучения по охране труда предоставляет возможность учиться удаленно, без необходимости присутствовать на занятиях лично в аудитории. Очный формат, напротив, подразумевает, что работник находится непосредственно на самой площадке или в классе, взаимодействует с педагогом, задает вопросы и ведет конспекты, в то время как дистанционка может полностью исключать взаимодействие с наставником, если речь идет об освоении теоретической информации.

Если мы говорим об играх безопасности, важно понимать, что онлайн и оффлайн дает разную степень погружения и затрагивает разные участки мозга, связанные с вниманием, поскольку навыки, которые работник может использовать в виртуальной среде (например, интерактивные игры), могут отличаться от навыков, используемых внутри реального производственного опыта. Идеальным решением может выступить совмещение виртуального и реального форматов, когда работник при помощи устройств дополненной реальности, таких как камера телефона или VR-шлем, отрабатывает навыки во время игры, например, «охоты на риски». Любой способ обучения может иметь свои плюсы и минусы, поэтому работодатель выбирает формат игр, ориентируясь на задачи и потребности организации.

Форматы, в которых могут быть представлены игры по охране труда, можно сгруппировать как:

настольные игры;
приложения с функцией дополненной или виртуальной реальности (онлайн-игры);
викторины, головоломки и квесты;
лабиринты и флеш-игры;
игры по оказанию первой помощи и пожарной безопасности
и другие.

В российской практике прочно утвердились многие из перечисленных форматов, в том числе остаются популярными такие игры, как «Охота на риски» ЕВРАЗа, настольная игра «Маркер безопасности», «Матрица спасения», «В погоне за главным» Марии Новокшановой или «Герои в касках» Ольги Нгуен.

«Герои в касках»

«Герои в касках» — это линейка игровых решений по осознанной безопасности для взрослых и детей. С 2020 года создателями игр проведено больше 60 турниров по всей стране. С помощью Героев в регионах развиваются профессиональные сообщества, проводятся коммерческие турниры.

Важно, чтобы игровой метод обучения применялся не только для сотрудников ОТиПБ, но и для производственных подразделений компании «Герои в касках» – это командная игра на сплочение: в команде всегда есть один лидер, от его решений во многом зависит результат игры, а лидерство – одна из важнейших проблем культуры безопасности!

В игру максимально интересно внедрены такие инструменты культуры безопасности, как охота на риски, аудит, уроки, извлеченные из прошлых происшествий, планирование, ПАБ и другие.

Формат «Герои в касках» переносится на соревнования ко дню охраны труда. Это турниры, объединяющие компанию в целом. Одним из уникальных способов развивать профессиональные сообщества СОТ в регионах стали региональные турниры «Герои в касках».

Это целое сообщество СОТ в каждом регионе внедрения, необычный нетворкинг!

автор

Ольга Нгуен

к.т.н., автор «Герои в касках». руководитель тренингового агентства

Игра «Герои в касках» предназначена для всех сотрудников предприятия, а не только для службы охраны труда. Используемые инструменты – обучение, оценка рисков, поиск опасностей, ПАБ, уроки, извлеченные из происшествий и др.

Цель игры:

  1. закончить игру в команде, не потеряв ни одного своего героя — стать Героем в касках — пройти испытание и предотвратить все риски;
  2. вовлечь сотрудников в вопросы безопасности на производстве.

Задачи:

обновить знания и/или познакомиться с новыми требованиям различных областей безопасности;
узнать о принципах работы всего предприятия по охране труда и о корпоративных инструментах по безопасности;
примерить на себя роль руководителя работ и роль специалиста по охране труда.

HSE Games — офисные видеоигры для безопасности сотрудников

Компания Tactise совместно с VR Professionals разработали онлайн-платформу HSE Games с мини-играми, при помощи которых сотрудники любой организации в игровом формате могут познакомиться с принципами офисной безопасности и получить навыки формирования безопасного пространства.

Формат игры довольно прост: работодатель регистрирует сотрудников на платформе → назначает им время и период прохождения игры → отслеживает результаты и проводит аналитику. Сотрудников можно объединять в группы, например, по департаментам, при необходимости добавлять новых членов команды. Система сама напоминает людям, когда их ждет игра, и отправляет отчеты в HR-департамент.

Создатели игры утверждают, что такой формат позволяет воспринимать процесс обучения без отторжения и даже с большим интересом. Игра не выглядит скучной, продуманный сценарий не дает отвлекаться. К тому же она не занимает у сотрудника много времени. Интерфейс создан таким образом, что даже никогда не игравший в компьютерные игры человек легко справится с её прохождением. Участвуя в такой игре, сотрудники не просто получают полезную информацию, они сразу же могут применить полученные знания на практике.

Safetyverse: обучающая игра по безопасности строительных площадок

Safetyverse — обучающая онлайн-игра по безопасности на строительных площадках. Обучение по охране труда, безопасности и окружающей среде (HSE) на строительных площадках имеет решающее значение для предотвращения несчастных случаев на рабочем месте и обеспечения благополучия работников. Игру разработала компания AnotheReality, специализирующаяся на иммерсивных решениях посредством обучения в формате приложения, как мобильного, так и компьютерного.

Приложение используется в качестве дополнения к обучению персонала строительной площадки.

Принцип действия

Игра ставит пользователя перед спорными ситуациями, которые могут возникнуть во время работы на строительной площадке, и помогает расширить знания о принципах безопасности. Так, виртуальная реальность позволяет безопасными методами отработать потенциально опасные для жизни и здоровья работника ситуации.

Hazard Hunt

Hazard Hunt (англ. «охота на риски, опасности») — простая и наглядная игра, которая построена таким образом, что вы интуитивно начинаете замечать окружающие вас риски. Формат игры может быть как виртуальным, так и настольным (в виде карточек).

Игрок исследует пространство в поисках рисков на рабочем месте, отмечает их и дает советы по тому, как можно поступить, чтобы избежать травмирования. Чтобы прохождение было более интересным и эффективным, можно перенести игру в пространство вашей работы, например, смоделировать расследование несчастного случая или анализ рисков непосредственно на вашем рабочем месте.

«Золото Аляски»

В игре «Золото Аляски» представлены шесть разделов вопросов по охране труда на золотодобывающем предприятии, и неизвестно, какой вопрос попадется игроку, что заставляет разбираться во всех разделах охраны труда. Игровая форма повышает вовлеченность в процесс обучения и улучшает запоминание требований охраны труда, а также помогает проверить свои знания и закрыть пробелы.

Механика игры:

  1. Количество участников – до семи человек;
  2. Добыча золота связана с риском травмирования рабочих, задача игроков — применить свои знания о безопасности на практике;
  3. Ведущий игрок инструктирует работников о правилах по охране труда и решает маленькие задачи на карточках (чтобы инструктировать, игрок сам должен знать требования охраны труда);
  4. В игру встроена простая имитационная вероятностная модель наступления НС;
  5. Если происходит НС, работник, получивший правильный инструктаж, сохраняет жизнь и здоровье, а игрок получает прибыль;
  6. Недостаточно или неверно инструктированный работник получает вред здоровью и выбывает из игры.

Игра «Игра Токов»

«Игра токов» — метафора игры по электробезопасности. Участники — руководители современной лаборатории Тесла, которые в США в конце 19 века управляют лабораторией. Рабочие — местные американцы, которые ничего не понимают в правилах электробезопасности.

Игрок инструктирует работников о правилах электробезопасности — решает маленькие задачки на карточках. Правильно идентифицированные игроком карточки защищают его работников от наступления несчастного случая. Чтобы инструктировать, игрок сам должен знать требования электробезопасности и безопасного производства работ. В Игру встроена простая имитационная вероятностная модель наступления несчастного случая. Если происходит несчастный случай, работник, получивший правильный и достаточный инструктаж от другого игрока, сохраняет жизнь и здоровье, а сам игрок получает прибыль.

В игре предложено 6 блоков карточек-заданий:

  1. Правила устройства электроустановок (62 карточки);
  2. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (111 карточек);
  3. Средства защиты, используемые в электроустановках (47 карточек);
  4. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (78 карточек);
  5. Специальные требования по электробезопасности (26 карточек);
  6. Знаки безопасности (36 карточек).