Author Photo
Медиа «Проводник»

Редакция онлайн-журнала

Чтобы обеспечить безопасную работу и защитить работников от существующих рисков, работодатель проводит множество мероприятий по охране труда, включая специальную оценку условий труда (СОУТ) и оценку профессиональных рисков (ОПР). Часто работодатели путают эти понятия, ошибочно считая, что для выявления опасностей достаточно одной процедуры. В статье Анастасия Кашина, эксперт по охране труда, рассказывает о том, что такое СОУТ и ОПР и почему важно обеспечить реализацию обоих мероприятий, а также о том, как использовать результаты оценок и оптимизировать выдачу СИЗ работникам.

СОВЕТ
РЕДАКЦИИ
Подписывайтесь на журнал «Проводник» в социальных сетях и будьте в курсе последних новостей в области техносферной безопасности: telegram-канал, vkontakte, Яндекс-Дзен.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков (ОПР) — базовые процессы системы управления охраной труда (СУОТ) организации (п. 48 приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н). 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это комплекс мероприятий, направленных на определение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также на оценку уровня их воздействия на работников.
Оценка профессиональных рисков (ОПР) — это выявление опасностей, возникающих в ходе работы работника, определение их величины и тяжести потенциальных последствий.

Если процесс проведения СОУТ для всех более привычен, то вот с введением в действие новой редакции Трудового Кодекса РФ с 1 марта 2022 года появилась новая обязанность работодателя — оценка профрисков.

Многие специалисты считают, что проводить ОПР не нужно, если уже была проведена СОУТ. Тем не менее это не так: ОПР и СОУТ —  не взаимоисключающие друг друга процессы. СОУТ проверяет конкретное рабочее место, а ОПР — оценивает работу в целом, то есть все риски, которым подвергается конкретный работник.

Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (аб.4, ч.3);
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о СОУТ (аб.12, ч.3).

Ответственность за нарушения:

если не провести ОПР, организацию оштрафуют по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ;
если не провести СОУТ, организацию оштрафуют по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как СОТу правильно и эффективно применять в своей работе результаты ОПР и СОУТ

Чтобы говорить об эффективности ОПР, важно понимать, как именно она была проведена. Возможно, был заключен договор со сторонней организацией, которая сделала оценку рисков в программном обеспечении и не учитывала особенности рабочего места и виды выполняемых работ, также одна из частых ошибок — непроведение опроса самих работников и отсутствие анализа причин и обстоятельств прошлых несчастных случаев, случившихся на производстве.

В связи с этим, чтобы эффективно применить в своей работе результаты ОПР, нужно ответственно подойти к самой процедуре оценки профрисков.
Это же касается и процесса СОУТ. Но, на мой взгляд, процесс спецоценки проще, потому что существует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, то есть порядок проведения процедуры за 10 лет устоялся и вызывает меньше сложностей у специалистов
автор

Анастасия Кашина

эксперт по охране труда.

Как влияет ОПР и СОУТ на другие процессы системы управления охраной труда (СУОТ)

По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ (п. 48 приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н). Например, результаты базовых процессов напрямую влияют на группу процессов, которые обеспечивают допуск работника к самостоятельной работе:

медицинские осмотры работников;
обучение работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Работодатель обязан разработать утвердить Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации с учетом результатов СОУТ и ОПР. Нормы должны содержать информацию о классах защиты, эксплуатационных уровнях защиты (если это предусмотрено для данного типа СИЗ).

Поэтому информация об оценке профессиональных рисков и вредных и (или) опасных производственных факторов должна присутствовать в программах обучения по охране труда, в инструкциях и правилах по охране труда, утвержденных в организации, чтобы СУОТ работала эффективно.

Результаты ОПР и СОУТ есть, но что с ними делать дальше?

Результаты ОПР позволяют в будущем подобрать работникам СИЗ, соответствующие реальным опасностям и рискам, которые есть на конкретных рабочих местах, что впоследствии положительно скажется на безопасности и здоровье работников.

После проведения ОПР работодатель должен применять ее результаты и принять меры по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению. В целях разработки и реализации мер по управлению профессиональными рисками рекомендуется приведенная ниже пошаговая процедура:

По результатам ОПР оформляется перечень (реестр) рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска.
Рассматриваются меры управления профессиональными рисками (меры снижения уровня профессиональных рисков или контроля уровня профессиональных рисков).

При формировании мер управления профессиональными рисками рекомендуется рассматривать с учетом их значимости (приоритетности), а также эффективности представленных защитных мер:

исключение опасной или вредной работы;
замена опасной работы менее опасной;
реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
реализация административных методов;
использование СИЗ.
Разработка мер управления профессиональными рисками и составление плана мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Повторная оценка уровня профессиональных рисков после реализации указанных в предыдущем шаге мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Как говорится, проведение ОПР — это еще полбеды, ведь на этом работа не только не заканчивается, а, напротив, лишь начинается, поскольку требуется постоянный мониторинг условий труда работников, разработка и реализация мер для предотвращения рисков и ликвидации опасностей. Это необходимо, чтобы оценить эффективность разработанных мероприятий по управлению профрисками и обнаружить изменения в характеристиках этих рисков.

ОПР должна стать систематически проводимым мероприятием. Необходимо закрепить в ЛНА периодичность ее проведения.

Ни в одном нормативно-правовом акте (НПА) прямо не указано, в какой срок работодатель должен ознакомить работников с результатами ОПР, но мы  рекомендуем сделать в течение 30 календарных дней (по аналогии с СОУТ) и подтвердить ознакомление документально — личной подписью работника в карте рисков или Перечне рисков.

После проведения СОУТ работодатель должен применить ее результаты. Подробнее о том, на что именно влияют результаты проведения СОУТ, в статье 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ.

Так, результаты СОУТ используются для:

разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 
достоверного информирования работников об условиях труда; 
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Социальный фонд РФ; 
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; 
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; 
подготовки статистической отчетности об условиях труда;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем или их представителями;
предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
принятия решения об установлении ограничений для отдельных категорий работников; 
управления профессиональными рисками и т. д.

После проведения СОУТ и утверждения отчета о СОУТ необходимо выполнить ряд мероприятий: 

  1. В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен провести ознакомление сотрудников с её результатами на рабочих местах под их роспись (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
  2. В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен разместить результаты СОУТ (сводные данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ) на официальном сайте организации. Если такого сайта нет, сведения можно не размещать (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
  3. Не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в ФГИС СОУТ работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (лично, направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронного документа на сайте Роструда) (приказ Минтруда России от 17.06.2021 N 406н).
  4. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета организация, проводящая СОУТ, обязана передавать сведения о проведенной СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки в форме электронного документа (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). 

Как оптимизировать нормы выдачи СИЗ с помощью ОПР

При определении объема СИЗ, предполагаемых к выдаче работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель вправе не учитывать СИЗ от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками и снижению их уровней. 

То есть, говоря простыми словами, вы можете не только обеспечить работника защитой от падения, скольжения и любого другого травмирования, но и реализовать другие мероприятия по охране труда, ликвидирующие эту опасность (например, поставив дополнительные ограждения, установив инструкции и опознавательные знаки или проведя другой комплекс мероприятий). При этом реализация указанных мероприятий должна подтверждаться результатами СОУТ и (или) ОПР (п. 18 приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 №766н).

По моему мнению, описанный выше пункт относится к выбору СИЗ из приложения №2 к Единым типовым нормам (ЕТН), но некоторые эксперты считают, если работодатель может обосновать, что  выполняет все мероприятия по результатам СОУТ и ОПР, то некоторые СИЗ из приложения №1 к ЕТН не требуются. И это решение необходимо прописать в СУОТ
автор

Анастасия Кашина

эксперт по охране труда